Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова на протяжении многих лет ведёт активную работу по формированию сообщества исследователей и экспертов в области медиаобразования и объявляет о начале сбора заявок на участие во Второй всероссийской научно-практической конференции медиапедагогов.
Современное академическое сообщество остро нуждается в определении единой системы координат для осуществления медиаобразовательной деятельности, а также полноценной исследовательской работы. Конференция направлена на решение научных и практических задач. Значение предстоящего мероприятия определяется актуальной потребностью в эффективных механизмах реализации программ в области медиаобразования, необходимостью организации процесса обеспечения информационной безопасности и формирования медиаграмотности как ключевого социального навыка жизни в цифровом обществе.
Тематической доминантой Второй всероссийской научно-практической конференции медиапедагогов станет обеспечение информационно-когнитивной безопасности детей, подростков и молодежи в условиях укрепления системы духовно-нравственных ценностей российского общества. На форуме будут представлены инициативы профессиональных объединений по сохранению и развитию системы стандартов информационной медийной деятельности детей, подростков и молодежи.
Программа конференции включает мероприятия разного формата:
- пленарные заседания по актуальным вопросам изучения различных аспектов медиаобразовательных практик;
- секционные заседания и круглые столы с обсуждением опыта разработки и реализации программ в области медиаобразования.
Тематические направления дискуссий и вопросы для обсуждения:
1. Медиаобразовательные практики в России: от понимания к участию
· Как выстроить единую систему медиаобразования с учетом возможностей и вызовов современного общества?
· Как сочетаются интересы и потребности, права и обязанности современного человека в медиаобразовательном процессе?
· Как понимать и оценивать эффективность медиаобразовательных проектов?
2. Информационно-когнитивная безопасность в современном цифровом обществе
· Как защитить детей, подростков и молодежь от деструктивного контента в цифровой медиатизированной среде?
· Как предусмотреть в единой архитектуре информационной безопасности технологические и гуманистические элементы?
· Какие методологические подходы к обеспечению информационно-когнитивной безопасности отвечают вызовам современного общества?
3. Медиаобразование в пространстве гуманитарного знания
· Как локализовать исследования в области медиаобразования в поле современных гуманитарных наук?
· Как сформировать терминологический и концептуальный аппарат медиаобразования и сделать его доступным для всех участников процесса?
· Как сочетание педагогических, медиакоммуникационных и технологических элементов влияет на самостоятельность статуса медиаобразования в современной науке?
4. Компетентностный подход в современном медиаобразовании
· Какие компетенции необходимы современному медиапедагогу?
· Как медиапедагогу гармонизировать свои педагогические и медиакоммуникационные компетенции?
· Как развивать профессиональную подготовку специалистов в области медиаобразования?
5. Этические аспекты современных практик медиаобразования
· Как определить стандарты деятельности субъектов медиаобразования в начале XXI столетия?
· Как оценить соблюдение стандартов информационной деятельности в медиаобразовательных проектах?
· Как сформировать единое сообщество субъектов медиаобразовательной деятельности?
6. Медиаобразование в эпоху искусственного интеллекта
· Как превратить технологии искусственного интеллекта в эффективный инструмент медиаобразования в начале XXI столетия?
· Как выстроить систему разработки и реализации курсов по освоению нейросетевых технологий в медиаобразовании?
· Как найти баланс между технологической и гуманитарной составляющими медиаобразования?
По итогам конференции будет издан сборник тезисов.
Участникам конференции будут выданы сертификаты.
Регистрация участников и прием тезисов осуществляются на портале Ломоносов.
Тезисы объемом до 1 стр. А4 (Times New Roman 12 кегль, 1,5 интервал) в формате doc. или docx. принимаются до 21 сентября 2025 года включительно.