Анализ подходов британской газеты The Times к освещению военных переворотов в странах Африки в 2023 году по критериям теории мирной журналистики
Данилина Илона Олеговна
Студент
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет журналистики, Москва, Россия
E–mail: danilina.ilona.olegovna@mail.ru
[bookmark: _GoBack]В работе представлены результаты исследования характера подходов онлайн-версии британской газеты The Times к освещению военных переворотов в Нигере (26-28 июля) и Габоне (30 августа) в 2023 году. Методология исследования включала количественный и качественный контент-анализ и анализ публикаций по критериям теории мирной журналистики. На первом этапе исследования осуществлялась выборка материалов (объемом больше 3000 знаков) по ключевым словам («конфликт» (conflict), «военный переворот» (military takeover, military coup), «Нигер» (Niger), «Габон» (Gabon)).  На втором этапе производился анализ отобранных публикаций с элементами аналитики в контексте подходов теории мирной журналистики. Методология для этого этапа разрабатывалась на основе работ теоретиков миротворческой журналистики, критерии адаптированы для анализа медиатекстов [2]. 
За выбранный период в The Times вышло 26 аналитических публикаций, посвященных событиям в Нигере. Из них в 58% отмечается нейтральная тональность – журналисты беспристрастно излагают хронологию событий и факты; в 38% прослеживается негативная тональность – авторы эмоционально описывают последствия переворота для участников конфликтной ситуации; только в 4% медиатекстов наблюдается положительная тональность – такие тексты посвящены плодотворному сотрудничеству стран в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. 
Россия упоминалась в 21 из 26 публикаций. В значительной части публикаций (45%) прослеживается негативное отношение к России: авторы используют приемы демонизации РФ и дискредитации российско-африканского сотрудничества. 
Проведенный анализ публикаций (10) по критериям миротворческой журналистики позволил получить следующие результаты: (1) в 50% используются маркеры с преобладанием негативных (Россия названа гангстерским государством); (2) признаки ангажированности выявлены в 78% текстов (Соединенное Королевство позиционируется как единственный возможный партнер Нигера); (3) в 60% публикаций прослеживается многопартийная ориентация (приводятся цитаты ключевых игроков на африканском континенте – ЭКОВАС, европейских стран и организаций, России, а также военной хунты и свергнутого президента); (4) в 70% – эмоционально-окрашенная лексика (сотрудничество Нигера с РФ грозит разрушительными последствиями для всего мира); ни в одной публикации не были обнаружены ни (5) нацеленность на построение доверия между участниками конфликта, ни (6) предложения по решению подобных конфликтов. 
Результаты исследования показывают, что публикации The Times не соответствуют принципам теории мирной журналистики.
За этот же период в The Times вышло 8 публикаций, посвященных событиям в Габоне. Результаты анализа тональности публикаций показали, что 50% текстов содержат нейтральные оценки и характеристики, посвященные военному перевороту; 38% – имеют негативную тональность (авторы отрицательно и эмоционально описывают процесс задержания семьи Бонго и борьбу за влияние на Африканском континенте); 13% текстов обладает позитивной тональностью (положительно описан глава хунты, которого описывают как человека, который прислушивается к каждому и всегда ищет компромисс).
В публикациях о Габоне низкий процент упоминания РФ (11%; негативное). Это связано со следующими факторами: переворот происходил без смены политического курса страны, как это было в Нигере (переориентация с Франции на Россию) – у Габона были установлены прочные связи с Соединенным Королевством после присоединения к британской организации «Содружеству Наций», следовательно, перед редакцией The Times не стояла задача продвижения интересов своей страны за счет дискредитации конкурента в борьбе за влияние в регионе – России. 
Проведенный анализ публикаций (10) по критериям миротворческой журналистики позволил получить следующие результаты: (1) в 62% медиатекстов отмечено присутствие позитивных и негативных маркеров (служащие ЧВК «Вагнер» названы криминальными миротворцами); (2) признаки ангажированности обнаружены в 75% материалов (направлена на подрыв имиджа Франции и франко-африканского сотрудничества); (3) лишь в  25% публикаций прослеживается многопартийная ориентация (приведены цитаты хунты, свергнутого президента, граждан Габона, а также позиции России, Китая, ООН и Содружества Наций); (4) эмоционально-окрашенная лексика выявлена в 75% публикаций (негативная посвящена Франции, положительная – военной хунте); (5) ни в одной публикации не было выявлено ни нацеленности на построение доверия между участниками конфликта, ни (6) предложений по его урегулированию. 
Результаты проведенного исследования показывают, что публикации The Times не соответствуют принципам теории мирной журналистики.
Основной вывод исследования: применение принципов военной журналистики авторами The Times обусловлено политической стратегией редакции, обслуживающей интересы Великобритании по наращиванию влияния на Африканском континенте [1]. Осуществляя эту цель, журналисты использовали приемы демонизации и дегуманизации конкурентов Соединенного Королевства – России и Франции – для формирования о них негативного общественного мнения. Именно этим объясняется высокий процент политической ангажированности (72% от общего количества проанализированных материалов), эмоционально-окрашенной лексики (70%) и маркеров (55%). Стоит отметить, что журналисты газеты игнорировали мнение местного населения (отсутствие цитат в 95% публикаций) и позиций сторон конфликта (56%), тем самым формируя неполную и искаженную картину мира. 
Литература
1. Николайчук И.А., Якова Т.С., Янгляева М.М. Крылья хаоса. М., 2018. 
2. Якова Т. С. Массмедиа и конфликты: медиагеографические исследования // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. No. 4. С. 680-697.






